Уважаемые коллеги, приглашенные!

30 мая 2003 года на VI съезде судей ПМР было принято Положение об органах судейского сообщества, которое определило порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества, и избран Совет судей ПМР, который должен был в период между съездами рассматривать все вопросы, отнесенные к компетенции съезда.

В состав Совета судей были избраны:

от Конституционного суда – Кабалоев О.К.
от Верховного суда - Зинченко О.А.
от Арбитражного суда - Урская Г.В. 
от горрайсудов – судьи Гарага В.И. и Мерзлякова И.В.
Срок полномочий Совета судей согласно ст.12 Положения установлен в 3 года и фактически истек 30 мая 2006 года.
К сожалению, эффективной работе Совета судей ПМР, мешал ряд объективных и субъективных причин.
 В 2005 году тяжелая болезнь, а затем преждевременная смерть бывшего Председателя Верховного суда ПМР Ивановой О.Д. и указания нового руководителя перенести решение вопроса о созыве съезда то до выздоровления Председателя Верховного суда, потом до назначения нового, без приставки и.о., потом на осень, с осени на весну, что свидетельствовало о нежелании взять на себя ответственность в оказании помощи по организации столь серьезного мероприятия, и помешали своевременному созыву съезда судей ПМР (1 раз в год согласно ст.5 Положения), а стремление вмешиваться в работу Совета судей, публичный разнос перед замами и сотрудником МГБ за то, что Совет судей в конце 2005 г. – начале 2006 г. посмел без ее ведома и согласия собираться и обсуждать вопрос, касающийся кадровых проблем и подготовил соответствующее постановление с обращением к Президенту ПМР, фактически прекратил работу Совета судей.
 Не снимая с себя ответственности за бездеятельность в 2007 году, хотя полномочия Совета фактически истекли, хотела бы проинформировать о работе Совета за период с 2003 по 2006 годы. Основной, но не единственной задачей работы Совета судей была и остается защита прав и законных интересов судей.
После IV съезда судей ПМР в Верховный Совет ПМР, в июне 2003 года было направлено письмо с просьбой, чтобы вопросы, связанные с судебной реформой, касающиеся судейского сообщества, рассматривались с участием нашего представителя, с предварительным направлением в наш адрес соответствующих проектов для выработки официальной позиции судейского сообщества, однако оно было оставлено без внимания, хотя изменения в закон о статусе судей вносились.
  4 ноября 2003 г. судьи Тираспольского городского суда обратились в Совет судей ПМР с просьбой проверить правильность начисления им заработной платы за 2002 г. и обоснованность удержания у них подоходного налога, а также обоснованность применения КТУ при начислении заработной платы судьям (как при бригадном подряде в сельском хозяйстве или на производстве).
Длительная переписка с Министерством юстиции, в чем ведении тогда находились суды, нежелание министра юстиции подчиняться требованиям закона вынудило С, поручить контрольному управлению проверить правильность начисления заработной платы судьям. Такая проверка была проведена, и Совет судей получил 20 июля 2004 года соответствующую докладную записку Контрольного управления, которая была Советом судей обсуждена и доведена до сведения заинтересованных лиц. Судьям был сделан перерасчет заработной платы, однако он был обесценен инфляцией. 
  Советом судей был подготовлен и проведен 16 апреля 2004 года - V съезд судей ПМР, на котором были приняты постановления: «О мерах по урегулированию вопросов оплаты труда судей городских и районных судов», «О поправке депутата Верховного Совета ПМР в закон «О статусе судей», которым предусматривалось ухудшение материальных и социальных гарантий судей ПМР», о прекращении полномочий судьи Конституционного cуда Турбала В.А. в связи с его смертью и назначение судьей Конституционного суда Гарага В.И. В связи с назначением председателя Слободзейского суда Гарага В.И. судьей Конституционного суда, он на съезде был выведен из состава Совета судей ПМР, а вместо него был избран заместитель председателя Бендерского городского суда Устинов В.А. 
В Совет судей поступали заявления и жалобы как судей, так и на судей.
  В августе 2004 г. Совет судей рассматривал жалобу гражданина Кардивари Б.П., поступившую к нам из Комитета по законодательству Верховного Совета ПМР, а в октябре 2004 г. заявление бывшего председателя Дубоссарского суда Ульянова С.М., в декабре 2004 г. – жалобу бывшего судьи Бендерского городского суда Янчева Д.В., также поступившую из комитета по законодательству. В сентябре 2006 г. поступило заявление адвоката Толстенко В.Г. в отношении судьи Безрукова Г.А. 
В ноябре 2004 г. представители Совета судей ПМР были приглашены в Московский областной Совет судей, делились опытом и проблемами, ознакомились с работой Совета судей Раменского района Московской области, председателем районного суда которого является бывший председатель Судебной коллегии по уголовным делам нашего Верховного суда ПМР Шекун В.Ю.
С 1999 г. хорошие контакты установлены с Советом судей РФ, председателем которого является также судья уголовной коллегии Верховного суда РФ Сидоренко. 
Они помогли нам методическими пособиями, сборниками, которые содержат всю законодательную базу, касающуюся судебной системы, постановления Совета судей, съездов из которых мы почерпнули много полезной информации, которая помогала нам в работе.
С июня 2003 г. ежегодно в Совет судей Конституционным судом ПМР направляются послания к съезду судей о состоянии конституционной законности в ПМР, которые обсуждались на Совете судей ПМР. Совет судей ПМР обсуждал и, на IV и V съезде судей ПМР поднимал вопрос о переподчинении Судебного департамента Верховному суду ПМР. К сожалению это произошло только осенью 2005 года, однако это, к сожалению, за 2 года ни коим образом положительно не отразилось на деятельности городских и районных судов ни в материальном, ни в кадровом обеспечении.
  В январе 2006 г. в Совет судей обратились судьи Антонюк Е.Я. (Григориопольский суд) и Лужацкая А.Л. (Рыбницкий суд), у которых истекали сроки полномочий и в отношении которых были возражения некоторых силовых структур без указания мотивов. При этом эти судьи получили положительные отзывы по месту работы и в квалификационных коллегиях. О проблемах в вопросе о назначении или продлении срока полномочий судьи будет говорить председатель квалификационной коллегии судей Верховного суда ПМР Демкина Н.Н.. Совет судей обсуждал этот вопрос как проблему, свидетельствующую о попрании конституционного положения независимости судей, которую некоторые незнающие граждане и должностные лица воспринимают как бесконтрольность и вседозволенность. Поскольку сложившаяся с 2003 года, на наш взгляд, порочная практика в назначении на должность судьи с учетом только мнения силовых структур, без представления их судейскому сообществу, свидетельствует лишь о их сомнительности, бездоказательности и незаконности.
Это реально привело к тому, что судьи, которые были назначены на определенный срок, принимали решения по делам не с точки зрения закона, а с точки зрения того, как это понравиться тому или иному заинтересованному силовому ведомству. Можно ли при таком положении говорить о независимости и беспристрастности судей? Должно ли общество устраивать такое правосудие, когда решения принимаются, не исходя из доказанности вины или исковых требований, а от пожелания силового ведомства?
В Совете судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, когда я выясняла, как они справляются с такой ситуацией, были удивлены сложившейся у нас практикой, т.к. их президент обязал силовые структуры предоставлять компрометирующую информацию в квалификационные коллегии, которые обсуждали серьезность и обоснованность претензий и принимали решение, соответствующее закону. И ни какой государственной тайны эта информация не несет, как у нас пытаются представить.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Совет судей подготовил проект постановления с обращением к Президенту ПМР о проблемах в сложившейся ситуации и просьбой о создании при Президенте ПМР комиссии по рассмотрению кандидатур на должность судьи, как это происходит в РФ, курс на гармонизацию с законодательством которой мы взяли.
Совет судей неоднократно собирался по этому вопросу, редактировал некоторые положения, однако постановление не было принято по объективным причинам, мы не могли собраться всем составом.
Но, как я уже говорила выше, действия бывшего руководителя Верховного суда привели меня к выводу о бесполезности принятия такого постановления и дальнейшей работы Совета судей, поскольку срок полномочий формально истек.
Сейчас прошу съезд поддержать мое предложение, указав в тексте Постановления съезда о необходимости создания при Президенте ПМР комиссии по рассмотрению кандидатур на должность судьи.
Уверена, что вновь назначенный руководитель Верховного суда, знающий все проблемы городских и районных судов примет меры для того, чтобы они были устранены, и сделает все, для повышения авторитета и независимости судов.
Сегодня предстоит избрать новый состав Совета судей ПМР сроком на 3 года, прошу ответственно отнестись к этому вопросу и избрать в Совет достойных судей, способных отстаивать интересы судейского сообщества.
Напоминаю, что ст.7 Положения установила следующие нормы представительства:
От Конституционного, Верховного и Арбитражного судов по 1 судье, от горрайсудов – 2 судей.
Спасибо членам Совета судей ПМР за проделанную работу, пусть даже она кого-то и не устраивает.